«Лен, у тебя руки, как у боксера».
«Ты худенькая, а мою Лизу — хоть сейчас на убой».
«Наташа, ты похожа на бабушку Катю, а должна быть похожа на тростиночку».

Эти фразы, адресованные одними людьми другим, я слышала лично.


За годы жизни у всех нас складываются свои шутки и подколы, которыми мы пользуемся в отношении себя и своих близких, когда говорим о лишнем весе. Независимо от подачи — будь то ласковой: «булочка», «пирожочек» или откровенно садистской: «корова», «свинья», — посыл один: определение в конкретную весовую группу.

Мы годами приспосабливаемся к «любви» близких и научаемся её принимать: оправдываемся перед собой и окружающими, что еда — наш способ расслабления, что «меня всё устраивает», булим в обратку, первыми обзываем себя.

И ладно бы с ними, родными и близкими, но однажды мы понимаем, что всё наше собственное поведение и мысли вызывают устойчивое неприятие себя и направлены на бесконечное изменение себя. Что собственная ценность, которой и так кот наплакал, крепко связана с внешностью, что собственная жизнь проходит в обслуживании картинки в голове — с придуманным телом: стройным, нестареющим и решающим все наши жизненные проблемы.

Что мы делаем из-за неприятия себя:

1. Мы голодаем

2. Несем ответственность за чувства партнера, чьим ожиданиям не соответствуем

3. Отказываемся от встреч

4. Уходим из кадра и семейных альбомов

5. Испытываем стыд за свои килограммы перед детьми

6. Убиваемся спортом

7. Отрезаем от себя и пришиваем к себе

8. Забираем у детей право на их тело, призывая к стандартам, в которые верим сами

Работа с образом тела — одна из самых сложных тем в психологии похудения. Сложность обусловлена многими факторами, самый зубодробительный из которых — черно-белое мышление с двумя крайностями: или я люблю себя в любых килограммах (и это переходит в пропаганду ожирения), или полное неприятие и унижение себя, если цифра на весах не соответствует нижней допустимой планке.

Ну, по сути, то, что мы делаем со своим телом, — это наше дело. Здесь (как и везде) уйти в морализаторство — дурной тон. Если человек знает, что его вес — 55 кг, а не то, что у него сейчас, — окей.

Фокус в разговоре буду стараться держать вокруг двух вопросов:

1. Почему, сколько бы ты себя ни исправлял, не получается добиться удовлетворения

2. И почему работа с образом тела - это обязательная часть работы в процессе снижения веса

👩‍⚕️ Давайте знакомиться?

Меня зовут Дина Шубина, я клинический психолог и лектор РУДН. Я глубоко убеждена: снижение веса — это работа не только с тарелкой, но и с головой. Посетите мой telegram-канал.